Fokker

Fokker

В конструкции лайнера Fokker 50/60, пришедшего на смену F27, сочетались современные двигатели, композиционные материалы и новейшее БРЭО. Вот уже свыше трех десятилетий это позволяет самолету оставаться в эксплуатации.

Учитывая успех лайнера F27 Friendship, было ясно, что фирма «Fokker» выпустит его обновленную модификацию. В 1983 году, в 25-ю годовщину эксплуатации F27, «Fokker» обнародовала некоторые данные по проекту Fokker 50 (F50). F50, названный так из-за количества пассажирских мест, схож по размерам и конфигурации с проектом F27. Он получил двигатели Pratt 8;Whitney PW120 с шестилопастными винтами, новые гидроприводы шасси и закрылков и полностью обновленную кабину с оборудованием фирмы «Honeywell Electronic». На законцовках крыла появились маленькие отклоненные вверх поверхности, названные фоккле-тами. Но пассажирам не понравились уменьшенные в размерах иллюминаторы.

Первыми двумя прототипами стали модифицированные лайнеры F27. В официальных документах фирмы «Fokker» и некоторых сертификатах регистрации проект F50 называют F27-050.28 декабря 1985 года лайнер впервые взлетел с заводского аэродрома в Скипхоле. Первый серийный экземпляр F50 вышел на испытания 13 февраля 1987 года. Первые заказы на этот лайнер разместили австралийская авиакомпания «Ansett Transport Industries» и немецкая региональная авиакомпания DLT. 7 августа 1987 года начались поставки компании DLT, которая совершила на F50 первый коммерческий рейс. В марте 1992 года DLT переименовали в «Lufthansa CityLine». Эта компания стала самым крупным покупателем F50.

Базовая модель Fokker 50 Series 100 с двигателями PW125B в зависимости от количества пассажирских кресел, число которых варьировалось с 46 до 68, подразделялась на две версии — Fokker 50-100 (четыре двери в салоне) и Fokker 50-120 (три двери). С 1993 года фирма «Fokker» начала поставлять модель F50 Series 300. Эту версию с двигателями PW127B для жаркого и высотного климата первой заказала компания «Avianca». Она предлагалась в моделях F50-300 и F50-320. «Fokker» также рассматривала вариант Fokker 50 Series 400 с салоном на 68 мест и увеличенным на 2,40 м фюзеляжем.

В 1993 году концерн «Daimler-Benz Aerospace» (DASA) приобрел 51% активов фирмы «Fokker», испытывавшей финансовые затруднения. Были приняты срочные меры для снижения себестоимости продукции, и к 1995 году штат фирмы сократили вдвое. Но это не помогло. В январе 1996 года DASA вывел свои инвестиции, а в марте «Fokker» объявили банкротом. Постройка лайнеров Fokker 50/60 и других самолетов этой фирмы (Fokker 70 и 100) прекратилась. Фирма «Rekkof Aircraft» приобрела права на турбовинтовые самолеты Fokker, но пока она планировала возобновить серийный выпуск только модели F100 в виде XF100.

Всего выпустили 215 экземпляров Fokker 50 всех типов. Основными их покупателями были авиакомпании «Air UK» (9), «Ansett» (12), «Austrian Airlines» (8), «Avianca» (10), «DLT/Lufthansa CityLine» (34), «KLM Cityhopper» (10), «Maersk Air» (8), «Malaysia Airlines» (11), «Philippine Airlines» (10) и «SAS Commuter» (22). Хотя часть больших региональных авиакомпаний уже списала свои F50, этот турбовинтовой самолет все еще летает во многих мелких компаниях. В 2010 году фирма «KLM Cityhopper» завершила списание этих самолетов. Теперь больше всего их осталось у компании «VLM Airlines».

Военные варианты F50/F60


Fokker 50 привлек внимание ВВС и полиции ряда стран. Был специально разработан для ВВС Нидерландов вариант Fokker 60. ВВС Тайваня первыми заказали самолет Fokker 50 в базовой транспортной конфигурации и приобрели три машины в марте 1992 года для обслуживания важных персон. Фирма-изготовитель предложила ряд вариантов специального назначения. Эти варианты включали версию радиотехнической разведки Black Crow 2 Comint/Elint с системой РТР ARCO Sigint, невооруженную патрульную версию Maritime Mk 2 и вооруженную Maritime Enforcer Mk 2, самолеты ДР/10 Kingbird Mk 2 и Sentinel Mk 2, удлиненный транспортный вариант Troopship МкЗ с грузовым люком в правому борту, вмещающий 50 солдат и средства сброса грузов на парашютах.

В начале 1994 года начались поставки четырех машин F50UTA (многоцелевой транспортный самолет) для ВВС Сингапура для замены самолетов Skyvan в 121-й эскадрилье. Под носовой частью этот самолет имел блистер ИК-системы переднего обзора и был оборудован как многоцелевая транспортная машина, способная сбрасывать грузы на парашютах. Сингапур стал также первым заказчиком версии Maritime Enforcer Mk 2, заказав пять таких самолетов в марте 1991 года. Они сохранили ИК-системы переднего обзора, в носовой части фюзеляжа имели большие иллюминаторы, а под крылом — узлы подвески для оружия и ПТБ. Прототип, впервые взлетевший 10 декабря 1992 года, стал первым экземпляром, отправленным в Сингапур. Сингапурские Enforcer летают со смешанными экипажами из ВВС и ВМФ.

В феврале 1994 года по заказу ВВС Нидерландов был выпущен лайнер Fokker 60U. Этот самолет, созданный на базе Fokker 50 Utility/Troopship, был удлинен еще на 1,62 м для установки грузовых люков размером 3,05 х 1,78 м, позволявших загружать в фюзеляж двигатель F100 для истребителя F-16. Первый Fokker 60U (известный как F60UTA-N) взлетел 2 ноября 1995 года. 10 июня 1996 года F60UTA-N официально приняли на вооружение 334-й эскадрильи в Эйндховене. Эти транспортные самолеты, оборудованные развитой системой самозащиты, летали для поддержки голландских войск в Албании и бывшей Югославии. Однако малое поперечное сечение фюзеляжа не позволяло им перевозить громоздкое оборудование. В октябре 2004 года было объявлено об их списании. В начале 2005 года два из них переделали для морских патрульных задач и дальнейшей службы на Антильских островах. Два последних самолета были официально списаны 12 октября 2007 года и сданы на хранение. В 2010 году их продали в Перу вместе с двумя лайнерами F60U.

В 1995 году ВВС Нидерландов приобрели два Fokker 50-120. Они служили в 334-й эскадрилье и использовались для перевозки войск и VIP-персон. На них модифицировали кабины экипажей и установили форсированные двигатели. В конце 2009 года было принято решение, что в рамках сокращения расходов на оборону все F50 подлежат списанию. Так завершилась почти 90-летняя история применения в нидерландских ВВС самолетов фирмы «Fokker». В 1999 году компания «Forward Aviation» предложила F60 Армии США. Она собиралась основать новое производство в Гронингене с окончательной сборкой на территории США. Однако американцы предпочли самолет фирмы EMBRAER.

Как снизить расход топлива, Такси Москва Шереметьево

Комментарии:

Дополнительная информация