Особенности проектирования дорожных одежд

Дорожная одежда – это конструкция, состоящая из нескольких слоев различных материалов, которые укладываются на подготовленный грунт в пределах строящейся дороги.

проект дороги

Дорожная одежда – это конструкция, состоящая из нескольких слоев различных материалов, которые укладываются на подготовленный грунт в пределах строящейся дороги. Основная ее функция – принимать нагрузку от движущихся автомобилей и равномерно распределять ее на всю площадь земляного полотна, на котором расположена проезжая часть. При проектировании дорог — величина давления, оказываемого на грунт, не должна быть выше предельно допустимых значений для конкретного типа покрытия. Дорожное полотно обязано обеспечивать благоприятные условия для движения транспортных средств с определенным весом, а также безопасную езду машин в заданном скоростном режиме вне зависимости от погодных условий и временных факторов.

Существующая классификация

При проведении дорожного проектирования по устойчивости покрытия к деформации и сопротивлению к нагрузкам от веса автомобилей, дорожные конструкции подразделяются на две категории: жесткие и нежесткие.

проект дороги

Нежесткое дорожное полотно – это покрытие со слоями из разного вида асфальтов с различным составом, которые укреплены цементом, композитными вяжущими элементами, известью. В состав асфальтобетона входят зернистые компоненты: щебень, шлак, гравий и т. д.

Жесткий вариант в своем основании имеет плиты из железобетона, которые уложены непосредственно на грунт или на другую подготовленную основу. Разработку проекта с таким типом покрытия ведут исходя из теории плит, которые расположены в основании. Расчет на предмет механической прочности покрытия производят исходя из условий наиболее опасного расположения колеса автомобиля на дорожной плите: на углу, в центре и на краю. Толщина плиты выбирается с учетом расчетных данных на основании внешней нагрузки на дорожное покрытие и в зависимости от характера движения, при этом плиты рассматриваются как изделия, которые подвергаются изгибу. Их ширина равна одной полосе для движения. Длину плиты вычисляют исходя из расчетов, которые направлены на определение температурных напряжений, возникающих в результате воздействия низких и высоких температур. При изготовлении плит используют армировку из штырей и арматуры для предотвращения их деформации. Подобное явление может возникнуть в результате неравномерного нагрева нижней и верхней части плиты, также его способны спровоцировать значительные механические нагрузки. Для того чтобы снизить температурное напряжение, размер изделия ограничивают.

Составные элементы многослойной конструкции

Обычно дорожные одежды являются многослойными конструкциями, состоящими из таких элементов:

  • покрытия;
  • основания;
  • дополнительного слоя.

Покрытие – это верхняя часть дорожного полотна, которая принимает механическое воздействие от колес автомобиля и подвергается воздействию атмосферных явлений. Качественное покрытие должно быть устойчивым к износу, ровным, хорошо противостоящим деформациям при низких и высоких температурах, обеспечивающим сцепление покрышки автомобиля с дорогой. В состав покрытия входит слой износа, а также шероховатый и защитный.

Основание – часть дорожного покрытия, которая обеспечивает снижение давления на грунт. Она должна быть создана из водо- и морозостойких материалов и быть устойчивой к сдвигам, растяжениям и изгибам.

Дополнительный слой – это элемент дорожного полотна, который подстилают между основанием дороги и грунтом на участках с неблагоприятными атмосферно-климатическими условиями.

При проектировании дорожной одежды целесообразно рассматривать вопрос об устройстве дренажных каналов и ливневок для отвода талых и дождевых вод, а также влаги из нижних слоев дороги.

 

 

Комментарии 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.